среда, 2 марта 2011 г.

как сделать ветряк.

Много различных ветряков делают самодельщики за границей. Очень хотелось сделать что-то подобное.  Увы, но у нас почему-то по данному вопросу почти ничего не нашлось. Насмотревшись сайтов с ветряками Хью Пигота, я  принял решение: сделать простой ветряк. Хотелось, чтобы это был не просто «железный самолет» с пропеллером, но и флюгер, имеющий эстетический внешний вид.  И вот что из этого получилось …
Некоторое время пришлось потратить на поиск магнитов.  В магазинах и на рынках  неодимовые  магнитов не было, либо  цена была высокой.   В интернете  магнитов  полно, но цена «кусается», а хочется, чтобы ветряк получился «бюджетным».
Случайно наткнулся на сайт компании «Компонент-СПБ»,  написал письмо менеджеру. Мне быстро ответили,  что на изготовление магнитов уйдет примерно три недели.  И по деньгам очень хорошо получается – 1030 рублей за 25 неодимовых  магнитов (20*5 мм.), включая доставку. Сделал заказ. Пока ждал посылку с магнитами, решил приступить к изготовлению воздушного винта.
Для лопастей использовалась заготовки из еловой древесины размерами  1100*120*35 мм.  Лопасти выпиливались ножовкой.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-017
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-018 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-019
Скобеля под руками не было, поэтому прикомлевую часть  лопасти делал обычным ножом с широким лезвием. Получилось не хуже, чем скобелем.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-026
Лишняя древесина с лопасти  снималась электрорубанком. Затем лопасть струбцинами прижималась к верстаку и производилась окончательная доводка с помощью наждачной бумаги и бруска.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-020 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-021
Придание лопасти аэродинамического профиля – самый ответственный этап. Профиль должен быть плоско-выпуклым (плоская часть уже готова). Необходимый профиль ребру атаки придавался с помощью рубанка и наждачной бумаги.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-022 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-025
После придания нужного профиля лопасть еще раз обрабатывалась наждачной бумагой разной зернистости.Готовая лопасть:
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-023
Комель лопастей распиливается под  углом 120 градусов на циркулярной пиле.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-027
Три раза лопасти покрываются олифой.konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-058
Из 10 мм фанеры вырезаны круги, с помощью которых комли лопастей были собраны воедино.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-059 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-001
Винт готов! Диаметр винта 2000 мм.
Пришла посылка с магнитами. Причем намного раньше, чем ожидал.
Все аккуратно упаковано. Впервые увидел такие сильные магниты. Эти маленькие магниты больно защемляют пальцы!
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-053 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-055
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-056 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-067
Теперь можно приступить к изготовлению генератора. Для ротора использовалось 4 мм листовое железо. С мощью болгарки вырезана необходимая заготовка для диска. Просверлены отверстия под шпильки.

konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-042

В центральное отверстие вставляем болт, чтобы потом диск можно было зажать в патроне токарного станка для дальнейшей обработки.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-043 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-045
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-051 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-052
Из 10 мм фанеры была изготовлена форма для заливки дисков и магнитов. Внутренние края и дно формы обклеены малярным. Вместо малярного скотча можно использовать канцелярский скотч либо полиэтиленовую пленку, но с малярным скотчем работать проще.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-060
Чтобы не ошибиться с расположением магнитов, определяем их полярность, а на форме ставим соответствующие метки.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-061 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-062
Укладываем в форму диск и магниты, затем заливаем эпоксидной смолой. Залив форму смолой, нужно немного подождать, чтобы пузырьки с воздухом поднялись на поверхность. Пузырьки необходимо проткнуть. Если смолы недостаточно, то добавляем, где это необходимо.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-063 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-064
После затвердевания смолы можно отделить ротор от формы.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-002 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-003
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-004
Края обрабатываются напильником и наждачной бумагой. Поверхность обрабатывается теркой с мелкозернистой наждачной бумагой.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-071 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-072
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-073
Катушки  статора намотаны проводом  марки ПЭЛ -1, катушка содержит 60 витков. Для намотки изготовил простейшее приспособление.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-090 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-088
Генератор трехфазный, было намотано  9 катушек.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-092
Чтобы избежать произвольную рамотку катушек, последние обматывались тонкими нитками.

konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-089

При пайке следует обращать внимание на расположение витков катушек.  Все они должны быть направлены в одну сторону. Чтобы не ошибиться с расположением катушек, можно использовать кусок фанеры, на котором начерчен круг,  разбитый на сектора.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-094 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-095
Из куска ДВП была изготовлена форма для заливки статора.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-096 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-097
На ровную поверхность  (лист ДСП) кладется кусок полиэтиленовой пленки и только после этого стеклоткань и сама форма. Если не положить пленку, то смола, пропитав стеклоткань,  склеится с основанием.

konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-098

Форма подготовлена, и теперь можно приступить к заливке эпоксидной смолой.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-099 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-100
Закрываем форму  стеклотканью, поверх стеклоткани кладем полиэтиленовую пленку, прижимаем  форму грузом.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-102 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-103
После затвердевания смолы, извлекаем готовый статор. У меня статор получился толщиной 7 мм.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-109 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-110
Держатель статора изготовлен из 4 мм листового железа.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-048 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-049
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-050
Поворотный механизм решил сделать с применением подшипников. Токарь выточил необходимые детали для поворотного механизма. Нагрузка на данный узел небольшая, поэтому используются прямые подшипники.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-074 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-075
Шатуны двигателя «Газ-66» и водяной насос от «ЗиЛ-157» очень пригодились. От водяного насоса болгаркой отрезано все лишнее, в итоге получился такой «стакан»:
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-028 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-031
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-006
Из подходящих труб был изготовлен поворотный механизм для хвоста с ограничителем.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-034 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-035
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-039 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-041
Хвост изготовлен из 1  мм листового железа, куска водопроводной трубы и подседельной части велосипедной рамы.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-068 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-070
Наступил самый долгожданный момент – сварочные работы.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-076 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-077
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-079 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-080
Сварочные швы и ржавчина зачищены, теперь можно приступить к покраске.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-083 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-086
Установив один диск ротора, был немного огорчен. Магниты хоть и маленькие, но сильные. Магнитное поле настолько сильно, что притягиваются шпильки крепления статора. В итоге вращать вал очень трудно. Жаль, что сразу этого не учел. Шпильки нужно сделать из немагнитного металла, например латуни. Увы, на изготовление новых шпилек не было подходящих материалов, поэтому пришлось удлинить ушки держателя статора.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-009 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-010
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-012 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-015
Досадная ошибка со шпильками устранена, теперь можно собирать генератор. Зазор между статором и дисками ротора примерно 1 мм. Для выпрямителя использовались диоды марки Д242 в количестве 6 штук. Обмотки генератора соединены «звездой», т.к. при соединении по такой схеме вырабатываемое напряжение выше, чем при соединении на «треугольник». Диски ротора располагаются так, чтобы магниты, стоящие напротив, имели разную полярность, т.е диски должны притягиваться. Для защиты от воздействия окружающей среды генератор необходимо покрасить, а диоды поместить в герметичный контейнер.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-119 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-118
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-129 magnet
За основу токосъемного устройства взяты щеткодержатели насоса «Кама-10». «Изоляторы» изготовлены из эпоксидной смолы, залитой в картонную форму. За считанные минуты дрель превратилась в токарный станок, а эпоксидные кольца приобрели необходимую форму. Контактные кольца изготовлены из тонколистового алюминия. Опять же все склеивается эпоксидной смолой. Щеткодержатели крепятся на гетинаксовой пластине, а все токосъемное устройство закрепляется на поворотном механизме с помощью хомута.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-066 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-105
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-107 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-016
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-135
Поворотный механизм мачты решил сделать из шатунов двигателя «Газ-66», а для основания взял диск коробки передач «ВАЗ 2121». Также использовался кусок 10 мм металлической пластины.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-033 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-036
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-038
Казалось, все очень просто, но диск потом сыграл со мной злую шутку. Буквально на другой день, повернув поворотный механизм мачты, увидел, как отошли шатуны от диска. Пришлось приварить уголки.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-078 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-082
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-093
Вырыл яму для заливки цемента, установил основание мачты. После затвердевания цемента были высверлены отверстия под анкерные болты.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-112 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-116
Попробовал установить мачту, и в этот момент от диска оторвался шатун вместе с уголком. Стукнул по второму – оторвался. Проделано много работы, но все бесполезно, диск не подходит под эти цели, приваривать к диску что-либо бесполезно. Увы, сразу этого я не знал.
Пришлось делать новое основание. В дело пошел старый швеллер, просверлены отверстия под болты, затем установлены шатуны. Теперь можно вновь залить основание.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-120 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-123
Мачта в вертикальном положении поддерживается с помощью растяжек из 5 мм троса. Поскольку мачта состоит из составных частей, то для надежности используется 8 растяжек. К опорам у земли растяжки крепятся 10 мм талрепами. Опоры изготовлены из трубы «НКТ» и полуоси от «ЗиЛ-157». Длина мачты около 7 метров.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-111 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-115
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-124
Для изготовления указателя направления сторон использовались алюминиевые трубки, а также 4 и 0,5 мм листовой металл.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-108 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-087
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-131
Пробный подъем ветряка без воздушного винта. Конструкция довольно тяжелая, но мне удалось все поднять и опустить в одиночку.

konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-125

Перед установкой собранного ветряка изделие еще раз было покрашено.
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-133 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-134
И вот настал самый долгожданный момент – подъем всей конструкции(10 сентября 2009 года)!
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-137 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-139
konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-140 konstantin.in-ogaryshev.org-vetryak-143
Видео.

Комментариев нет: