суббота, 8 октября 2011 г.

Русская печь.

Русская печь XX века

А.Е. ШКОЛЬНИК, кандидат технических наук
Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Знания и опыт в искусстве сооружения печей многие столетия оставались мерилом зрелости и талантливости народа. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.
Проходили тысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений, некоторые из которых составили список чудес света. Но техника отопления долгие века оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасывать дрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этим занимались такие умы, как Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать имен всех изобретателей отопительных систем былых времен, но благодаря археологам нам хорошо известны их дела.
Так, например, удалось выяснить, что в Древнем Риме жилища патрициев обогревались горячим воздухом, циркулировавшим под плитами пола. Не так давно при реконструкции Грановитой палаты Московского Кремля была обнаружена сложная система отопления, действовавшая еще в конце XV века. Благодаря сохранившимся записям в дворцовых книгах можно представить, как работала эта система отопления. Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первом этаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещения верхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубы устанавливали душники – металлические коробки, которые открывали сразу же после окончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали на чердаке круглым чугунным клапаном – вьюшкой. Холодный воздух проникал в печь через топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх к душникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшие постройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.
Хоромные печи с насадными трубами – прообраз централизованных систем воздушного отопления наших дней. В то время они не могли найти широкого применения – уж очень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили бы не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.
Глинобитный курной очаг
Глинобитный курной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали дома наших предков более пяти столетий.
Такая печь была создана в России и стала известна всему миру, как русская печь. Основная ее особенность – туннелеобразная сводчатая варочная камера – горнило, которое разогревается до 200°C. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается, тут русская печь вне конкуренции по сравнению с другими очагами.
Первые конструкции русских печей были глинобитными, промятую глину иногда армировали соломенной сечкой. Процесс набивки печей глиняной массой был сложен, его доверяли только опытным мастерам, поэтому нередко горнило возводили на срубе из бревен. На опалубку набивали свод и, не вынимая ее, поднимали стены. Конструкция сохла несколько дней, а потом се обжигали несколько недель на малом огне.
Русские печи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то есть топились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным – печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли.
Удивительно, но русские печи, работающие «по-черному» и «по-серому», не загрязняли стен помещения.
Наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, так что копоть оседала лишь вокруг «верхника» или у волокового оконца. Секрет в том, что печь топили дровами лиственных пород: поленья располагали так, чтобы они свободно омывались свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клали поленья из осины. В своде житейских правил и наставлений XVI века, известном нам под названием «Домострой», нашлось место и для такой инструкции: «А в избах всегда печи просматривати внутри печи и на печи, и по сторонам и щели замазывать глиною... А на печи бы всегда было бы чисто сметено... ино вода наперед припасена б была, пожарные ради притчи...» И верно, – от курных печей нередко занимались опустошительные пожары. В 1571 г. был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.
В конце XV века глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышами поднялись деревянные дымники.
Путь дыма из печи лежал через жилое помещение на чердак, а оттуда в дымник. Система дымоотвода быстро совершенствовалась, и вскоре место дымника заняла труба из теса, которую стали размещать у самого верхника. Наконец, на исходе века печники Московии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение, но именно они стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Тонкий знаток русского быта А.С. Пушкин отметил это в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
«Пришел он ко своей землянке,
А землянки нет уже следа;
Перед ним изба
со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою...»
Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой. Универсальность и простота конструкции, большая теплоемкость, многофункциональность – все это ставило русскую печь вне конкуренции среди отопительных приборов.
Утварь из приклада русской печи
Утварь из приклада русской печи
Своеобразную модификацию русской печи разработали русские городские умельцы.
В городской печи хлеб не пекли, а потому и стенки ее выкладывались в полкирпича, уменьшилась ширина и длина печи, стал ниже под. Одна печь, как правило, отапливала сразу две комнаты. Топливо загружали со стороны сеней или кухни, а сторона, обращенная в горницу, богато оформлялась.
Второе рождение русской печи связано с творчеством основоположника отечественной отопительной техники И.И. Свиязева. Он дополнил ее верхними дымооборотами, колосниковая решетка позволила использовать для топки уголь и торф. Однако оставался еще один серьезный недостаток – плохо прогревалось подпечье.
В 1927 г. Наркомзем СССР объявил всесоюзный конкурс на проект русской печи улучшенной конструкции. Первые призовые места заняли печь, разработанная во Всесоюзном теплотехническом институте имени Дзержинского, а также печь конструкции Грум-Гржимайло и Подгородникова. Последний серьезный недостаток был устранен.
Но все же, несмотря на популярность русской печи, считалось, что печи, которые топят при открытом устье, имеют небольшой кпд: 30...35%. Чтобы выяснить фактическую эффективность русской печи, были проведены специальные испытания. Результаты оказались ошеломляющими – даже русская печь традиционной конструкции показала кпд, равный 68%,то есть сопоставимый с кпд современной твердо-топливной ТЭЦ. А в русской печи с нижним прогревом эффективность использования топлива достигает 80%!
Чем же объясняется такая хорошая работа русских печей? Еще в курных печах свод и под устраивали с небольшим подъемом от заслонки к тылу варочной камеры. Горячие газы медленно перемещаются от тыльной стенки горнила к его устью, настилаясь на свод. Благодаря этому горнило хорошо прогревается, а отходящие газы, напротив, в достаточной степени остывают.
Конструкция русской печи совершенствуется до сих пор. Широкое распространение нашла русская печь конструкции И.С. Подгородникова
Конструкция русской печи
Ее особенности – плита, расположенная в шестке, топливник для топки углем, водогрейная коробка. Подпечье хорошо прогревается, а значит, в помещении, где стоит такая печь, нет холодных потоков воздуха над полом. В таких помещениях люди меньше болеют простудными заболеваниями.
Все эти качества русской печи определяют ее непреходящую популярность. В то же время в стране почти утеряны богатые традиции потомственных умельцев-печников, передававших секреты своего мастерства из поколения в поколение. А таких секретов немало. Хороший печник знает до десятка различных конструкций русской печи: обыкновенную и с верхним прогревом, с печурками в стенах, с плитой в шестке и с подтопком вдоль одной из стен, с нижним прогревом и с камином в подпечье.
И все же работы над улучшением конструкции русской печи не прекращаются. В институтах Государственного комитета архитектуры разработано новое поколение русских печей. Компактные, оформленные в соответствии с требованиями современного дизайна, печи прекрасно вписываются в интерьер современных сельских домов. Чудо-печь еще послужит людям.

понедельник, 3 октября 2011 г.

Как составить бизнес план.

1.В современных условиях ни одна организация не сможет вести успешную деятельность без четко разработанного бизнес-плана. Именно в бизнес-плане содержаться основные положения вашего проекта. «Стандартного» бизнес-плана не может существовать, так как любое начатое дело имеет свою специфику. Но на практике известны некие общие принципы, рекомендации по составлению выгодного бизнес-плана.
Нельзя забывать о том, что хорошо разработанный бизнес-план – это способ привлечения дополнительных инвесторов. Поэтому он должен быть четким, кратким, интересным и понятливым. Большинство проектов разрабатываются на 3-5 лет, и 10-20 страниц их описания в бизнес-плане вполне достаточно.
Бизнес-план – лицо вашего проекта. С первых страниц нужно суметь заинтересовать потенциального инвестора. Как это сделать? Очень просто. С самого начала опишите идеи, цели и возможную прибыль от вашего проекта. Не следует чрезмерно перегружать бизнес-план информацией, раскрывающей суть вашего дела. Достаточно ясно и четко, желательно с разбивкой по пунктам, описать основные положения.
Включите в свой бизнес-план преимущества вашей продукции, оказываемых услуг, используемого оборудования. Однако не стоит подробно описывать технические операции, процессы. Используйте общепринятые термины. Тем самым ваш бизнес-план будет полным и простым.
План должен содержать в себе проверенные данные. Не следует делать неопределенных утверждений, таких как «продажи в следующем году увеличатся в несколько раз!». Подобные утверждения, если они ничем не обоснованы, вызовут сомнения со стороны инвесторов. В вашем бизнес-плане прогнозы и предположения должны быть реалистичными. Весь ваш проект должен быть хорошо изучен и опираться на достоверные документы, источники, результаты экономических исследований. Кредиторы и инвесторы не станут рисковать и вкладывать деньги в нереалистичные планы.
Не следует описывать свой проект только с положительных сторон. Опишите в бизнес-плане все возможные предстоящие расходы и риски, связанные с реализацией проекта. Не бойтесь указывать слабые стороны или существующие на данный момент проблемы. Рано или поздно все они выявятся, а если они будут раскрыты не вами самими, а инвесторами, то это подорвет их доверие к вашему делу. Главное, описывая проблемы и риски, предложите возможные пути их решения.
И наконец, вид вашего бизнес-плана должен быть привлекательным, чтобы его было интересно читать. Используйте эти не сложные рекомендации по написанию бизнес-плана, и тогда ваш проект точно принесет прибыль.
2.Бизнес-план, по сути, это проект вашего будущего дела, конкретно отвечающий на вопрос как начать свой бизнес. Бизнес-план включается в себя описание всех ваших действий, направленных на открытие и развитие своего бизнеса, а также содержит финансовый отчет о будущих затратах, доходах и расходах вашей деятельности. Ваш примерный бизнес план прежде всего должен определять цели и задачи бизнеса, отражать состояние рынка, оценивать конкуренцию.
Можно ли обойтись без письменного бизнес-плана? В принципе можно. Можно, если сильно постараться, и стену разбить головой, а можно вначале разметить, куда бить, один раз ударить кувалдой и стена рухнет. Вы же не будете строить дом без проекта, или печь торт без рецепта. Такая же ситуация и с бизнес планом. От того, насколько грамотно и применительно к реальности вы его составите, будут зависеть результаты ваших дальнейших трудов. А чтобы эти труды не оказались напрасными, стоит потратить даже пару дней (а то и больше, если понадобиться) и обязательно составить письменный бизнес-план. Возьмите, это себе за правило. Если вы хотите открыть свой бизнес всерьез и надолго, приучайте себя сразу к дисциплине и фиксируйте мысли на бумагу, чтобы не забыть в дальнейшем.

Новичку составить бизнес-план очень сложно, невозможно учесть всех тонкостей, расходов и точным образом спрогнозировать доходы от своего бизнеса. Возможно, даже для этого понадобиться прочесть специальную литературу или привлечь специалистов по бизнес-планированию. Первый вариант слишком долгий, второй затратный. Еще учтите, что бизнес-план каждый составляет по-разному, используя при этом различные заумные термины, коэффициенты, расчеты. В результате вы можете не узнать, чем же вы будете заниматься и какова эффективность вашей деятельности. Однако есть решение проще. Найдите в Интернете или же опять в книгах по планированию бизнеса наиболее понятный вам и примерный бизнес-план. Ухватите суть и смысл изложенного. Очень важно, чтобы вы понимали, что пишите. После этого заменяйте и вставляйте в соответствующие строки свои цели, задача, затраты, цены и т.д.
Определимся с основными деталями, которые должен содержать ваш письменный бизнес-план.
  1. Определите назначение своего бизнеса, его цели и задачи, с помощью чего вы их достигните (средства). Здесь просто подробно опишите, чем именно вы будете заниматься, в чем состоит уникальность идеи бизнеса, чего вы вообще ждете от своего дела и как будете все это осуществлять. Отразите основное и дополнительные направления своего бизнеса. Причем, укажите все перспективы, возможности развития и расширения как в краткосрочной (до 1 года), так и в долгосрочной перспективе. Можете не жалеть бумаги и подробно расписывать все формулировки. Если вы не можете правильно сформулировать цели и задачи, преимущества перед конкурентами, почитайте литературу, Интернет, позаимствуйте чужие определения.
  2. Произведите расширенный обзор рынка, на котором будете вести свой бизнес. Начните с того, какая численность людей живет в том или ином месте, сколько из них может быть потенциальными потребителями вашего товара или услуги, на какую категории людей вы рассчитываете. Оценивайте не только численность, но и благосостояние живущих там людей.
  3. Далее, определите уровень конкуренции. Для этого посчитайте, какое количество фирм, занимается деятельностью подобной вашей. Определите сильных и слабых конкурентов, для этого оцените их сильные и слабые стороны. Узнайте, какие ошибки они допускают при продаже товаров (оказании услуг). Сравните численность и профессиональный уровень персонала, обороты их бизнеса, количество и качество основных средств, финансовые резервы для расширения и дальнейшего продвижения на рынке. Обязательно при оценке всех этих факторов, указывайте источник получения информации, поскольку любые факты должны быть кем-то или чем-то подтверждены. Не подменяйте желаемые факты на действительные.
  4. Подумайте, можно ли обойтись без помещения, иначе обоснуйте необходимость помещения (или нескольких помещений) для своего бизнеса. Выбрав помещение, узнайте стоимость арендной платы, какой минимальный/максимальный срок аренды. Обсудите перспективы с собственником долгосрочного сотрудничества. На случай расторжения договора предусмотрите наличие запасных помещений для аренды, узнайте цены. Цены по стоимости аренды, характеристики помещения записывайте в бизнес план. Определитесь, какое необходимо закупить оборудование для начала ведения бизнеса, где его выгодней приобрести, сколько на это уйдет средств. Просчитайте также затраты на регистрацию своего бизнеса.
  5. Подумайте, можно ли будет вести свой бизнес одному. В противном случае обоснуйте необходимость персонала. Укажите, какое количество сотрудников вам реально понадобиться, на какое время (постоянно, временно, совместительство), примерно сколько вы потратите на заработную плату в месяц (с учетом всех начислений на фонд оплаты труда).
  6. Переходите с финансовой части вашего бизнес-плана. Составьте таблицу следующего вида. Все строки в этом бизнес плане являются только вашим личным делом и зависят от специфики бизнеса. Бизнес план обычно составляется на 2 года, поскольку это самые трудные годы для развития своего бизнеса. Во-первых, вы сможете обрисовать свои перспективы на довольно длительный срок, во-вторых, сможете запастись необходимым терпением. В бизнес-плане по состоянию на каждый месяц должны быть спрогнозированы расходы и доходы своего бизнеса.
  7. Разнесите свои затраты на постоянные (ежемесячные), переменные и прочие. На постоянные затратные расходы отнесите арендную плату, коммунальные платежи, стоимость закупаемых товаров (если дело касается торговли), расходных материалов, потери сырья, оплату труда персонала с учетом налогов на заработную плату, если необходимо расходы на рекламу и т.д. в зависимости от ваших ежемесячных расходов т.е. все те расходы, которые вы будете нести каждый месяц. Учтите, что с течением времени цены на закупку сырья, расходников могут увеличиваться. Поэтому можете предусмотреть в своем бизнес плане 10% -ное увеличение затрат за каждые полгода.
  8. Доходы у вас могут идти всего лишь одним видом, доходы от реализации товаров (оказания услуг). Но если вы, допустим, вложили деньги в банк под определенный процент, и имеете с этого доход, можете создать для этого строку «Прочие доходы». Когда будете вносить свои доходы, постарайтесь не преувеличивать их, таким образом, вы дополнительно застрахуете себя от возможных неожиданностей.
  9. Посчитав разницу между доходами и расходами, вы сможете примерно увидеть помесячную, годовую чистую прибыль.
Это примерный бизнес-план, на который вы можете ориентироваться. Сам бизнес план вы можете составить в программе Microsoft Excel, для автоматического расчета своих расходов и доходов, применяя формулы. Таким образом, вам будет легче пересчитывать ошибки и вносить необходимые коррективы. Не пытайтесь вносить в бизнес план абсолютно точные цифры, все равно расчетные и действительные величины не совпадут. Можете взять за основу расчета тысячи с округлением одного знака после запятой.
Составление бизнес-плана является одним из первых важных шагов, чтобы начать свой бизнес. Удачи вам в составлении бизнес-плана своего дела!

Бизнес с нуля.


Как начать бизнес

 Решили начать бизнес с нуля?
 Смелое решение. Но с чего начать, когда ничего нет? И что делать, чтобы дело пошло в гору, а не на оборот? Это главные вопросы, беспокоящие любого начинающего бизнесмена. А ответы не так уж сложны, и не так далеко зарыта та собака, которой известны эти тайны. Так с чего же начинать? Для того чтобы начать свой бизнес нужно сделать следующее: 

начать бизнес шаг №1
необходимо определить для себя, что для Вас является основной мотивацией - богатство или все же само дело. Почему это так важно,а потому что удача, как правило, не улыбается тем людям, которыми движет жажда наживы. 

начать бизнес шаг №2
для любого дела необходима хорошая идея. Не имея идеи, вы ни к чему не придете. Идею можно родить самому, а можно взять уже существующую, проверенную. Главное чтобы идея была хорошая

начать бизнес шаг №3
и еще необходимо запомнить, что не деньги строят мир, а желания. Для того чтобы начать своё дело не нужен большой капитал. Достаточно небольших средств, для того что бы продержаться первых пол года, а точнее до тех пор пока дело не начнет приносить ощутимую прибыль. И еще каждому начинающему бизнесмену необходимо знать, что любой путь к хорошей жизни немного тернист, и поэтому не стоит унывать, каждый раз, когда уколитесь, нужно просто идти вперед, не взирая ни на какие трудности. И главное концентрировать свое внимание на самом деле, а не на прибыли - если дело пойдет в гору, то и прибыль пойдет под руку с ним. 

Желаем Вам успехом в любых Ваших начинаниях!